Изучение компьютера: шаг за шагом, от “попугая” – к профессионалу
Создается впечатление, что нынешняя молодежь просто родилась с компьютером. Но это, однако, не исключает необходимости обучения – ведь часто знания ограничиваются умением забраться в соцсеть. Попытки же выполнить даже самую простую работу натыкаются на полное непонимание особенностей функционирования ЭВМ. У старшего поколения к этому добавляется еще и боязнь «этой чересчур мудреной техники».
Поэтому изучение компьютера можно подразделить на ряд этапов. Правда, алгоритм обучения может разниться в зависимости от потребностей и характера обучаемого.
Первый вариант – обучение от практики или «обучение поневоле».
Первый этап – уровень «попугая». Он, конечно, птица умная, но отклоняться от раз и навсегда заданной последовательности действий не любит. Пользователь такого рода запоминает 2-3 стандартных действия, а изменение ситуации приводит его в полное недоумение. Этот этап, однако, необходим в случае страха перед компьютером – простые и понятные повторяющиеся действия снимают проблему. Впрочем, часто бывает и так, что ничего больше человеку просто не надо – скачать фотографии, зайти в соцсеть, почитать новости.
Следующий этап – необходимость выполнить простейшие рабочие задачи. Нужные приложения осваиваются на уровне «нажать эту кнопку – увидите такую картинку». Это продолжение шаблонных действий, позволяющее человеку со страхами перейти к относительно нормальной работе.
Третий этап «обучения от практики» – понимание компьютерной логики. Нередко у пользователя возникает вопрос: «А почему я хочу, чтобы было так, а он этого не делает?» Здесь пользователь уже переходит на новый уровень – объяснения того, что компьютер можно уподобить волшебной палочке из фильма «Чародеи»: он выполняет конкретно то и именно там, где ему указали. Чтобы получить желаемое, следует не только выполнять шаблонные действия, но и экспериментировать с изменением параметров, изучать подсказки и т.д. Именно на этом этапе человек окончательно избавляется от страхов и становится «осмысленным» пользователем.
Второй вариант – целенаправленное и осмысленное обучение.
Это путь для желающих работать, а не «подвисать» на компьютере. Он же вполне применим и желателен для школьного обучения, о чем говорит опыт работы специализированных классов киевских школ, сотрудничающих с Институтом кибернетики имени В.М. Глушкова НАН Украины.
На первом этапе в этом случае изучается структура компьютера, особенности его функционирования и возможности, периферические устройства, работа сетей. Изучение логики работы компьютера, основных и универсальных функций, действующих во всех программах.
Следующий этап – работа с различными приложениями, применение в них этих самых функций, самостоятельный поиск специфических функций для выполнения конкретных заданий.
Следует отметить, что при этом подходе человек быстрее и проще достигает уровня «осмысленного» пользователя.
Для самостоятельного освоения компьютера тоже лучше базироваться именно на втором способе (проверено на опыте, это совсем не так сложно, как может показаться как часто говорят – «учите матчасть»).
В этом случае изучение компьютера можно представить себе в виде ответов на ряд последовательно поставленных вопросов.
1. Что же такое компьютер, из чего он состоит и как эти составляющие влияют на мою работу?
2. Какие составляющие нужны именно мне именно для моей работы? (Кстати, и во сколько это обойдется?)
3. Какие функции выполняет операционная система и какая система мне нужна? (Пока что сам не поставлю, но хоть знаю, что нужно.)
4. Какие приложения мне нужны, помимо стандартных? (Хочу ли я заниматься видеомонтажом или же аранжировать музыку? Или работать с картами?)
5. Как работать в обычных приложениях? (Освоиться в Word, Excell или PowerPoint – это то, что нужно всегда и везде.)
6. Поближе познакомиться с Интернетом (пусть и раньше, с посторонней помощью или по принципу «попугая» там бывал, но следует изучить разные возможности – от разных браузеров до различных доступных возможностей).
7. Что общего во всех этих приложениях? Каковы общие принципы их функционирования?
8. И, наконец, изучение специфических приложений или глубин приложений стандартных.
Конечно, далеко не всегда удается действовать именно в этой последовательности, часто время и работа поджимают, да и с компьютером большинство людей худо-бедно знакомы. Но самая главная задача – уйти от уровня «попугая», понять общие принципы функционирования приложений и отказаться от страха «что-то не так сделать». Тогда изучение компьютера вообще и освоение отдельных приложений будет быстрым, эффективным и легким.
Конечно, можно и в знакомой программе открывать все новые возможности (по мере изменения задач), но это уже специализация, повышение профессионального уровня, а не беспомощное бездумное выполнение раз и навсегда заданных действий.